Трехмерные виртуальные миры - закат империи?
Я
очень давно хотела написать о трехмерных виртуальных мирах, что с ними
делать и как на все это смотреть пиарщикам и маркетологам. В связи с
последней новостью о закрытии Гуглом своего проекта Lively не написать уже нельзя.
Google Lively
это виртуальный чат и сервис для проведения встреч. После запуска
сервиса, многие прочили ему быстрый рост и вытеснение с поляны 3D миров
ближайшего и наиболее успешного конкурента Second Life (СЛ). Принципиальными отличиями от СЛ в beta версии Lively было отсутствие коммерции и юзерского контента (то есть именно того, что привлекло в Second Life всех этих людей, которые на сегодня зарегистрировали уже 16,135,169 аккаунтов). То есть сервис предполагался исключительно для общения и бизнес - коммуникаций.
Вобщем, его закрыли.
Официальная причина закрытия — решение «сфокусироваться на основных задачах — поиске, рекламе и развитии бизнес-приложений».
Я, если честно, даже не знаю рассматривать ли это событие как
показательное, как начало тренда по снижению интереса к подобным
проектам. Можно собрать все последние новости о закрытии Lively, увеличении отказов от виртуальных земель в Second Life, закрытии Reuters своего виртуального офиса и сделать простые выводы о том, что наконец-то виртуальный трехмерный пузырь лопнул. Если он вообще был.
Виртуальные миры по сути до наших маркетологов так и не дошли . Наши
компании не оставили более менее заметных следов в Second Life.
Наиболее заметные проекты это Second Moscow, Виртуальная Астана.
Заметные, потому что новости о них не ограничились только объявлениями
о запуске проекта. Но, в целом, русскоязычная аудитория настолько мала,
а свою новизну для СМИ проект уже давно утратил, что отсутствие
интереса со стороны наших маркетологов довольно объяснимо. Что касается
Lively, то его, по-моему, даже не заметили. Вернее заметили, но почти
моментально потеряли интерес. Вот, кстати, сравните графики обсуждений
сервиса по данным Пульса блогосферы и график посещаемости сервиса
(график из mashable.com)
Кстати, высказываются предположения, что Lively потерпел крах потому
что был не таким..красивым :) Посмотрите сами на аватар Second Life и
Lively. Вобщем предположение небезосновательное.
Second Life
Google Lively
Но главные причины, по которым маркетологам нечего пока делать в виртуальных мирах: небольшая аудитория и технические проблемы.
Внимание СМИ и PR были серьезной движущей силой для компаний,
открывающих свои офисы, сейчас же никого не интересует очередной
виртуальный остров, купленный мыловаренной фабрикой.
Что там до сих пор можно делать — экспериментировать.
Не ставя внимание прессы и PR основной целью, в трехмерных мирах все же
можно ставить эксперименты: проводить встречи, создавать двойников
своих топ-менеджеров, проводить концерты на Красной Площади. Но, пока, эта среда не подходит для серьезных маркетинговых проектов и для бизнес- коммуникаций в целом.
Тем более интересно было прочитать в одном из последних «Секретов фирмы»
об очередном трехмерном мире «Диптаун» (уже российского производства),
разработчики которого уверены, что они не повторят ошибок
предшественников и создадут трехмерное бизнес — пространство. Я так
понимаю сейчас они ищут деньги на всё это великолепие.
«Google уже пытался купить „Диптаун“, но $1 млн. не те деньги,
которые нам интересны,- уверенно рассуждает Евгений.- Андроник Назаретяниз
компании Enternetica вообще предлагал наняться к нему для продолжения
работы над идеей. Высокопоставленный сотрудник Роспотребнадзора решил,
что напал на суперлохов, и предложил $50 тыс. Но один банк в 2007 году
заказывал консалтерам оценку нашей компании. Получилось 17-18 млн.
евро. Дешево мы не продадимся». (Секрет фирмы)
31 декабря 2007 года разработчики Диптауна описали в своем блоге свое конкурентное преимущество (я должна это процитировать):
«…все существующие в настоящее время системы не являются в
полной мере нашими конкурентами, так же как не могут конкурировать
детские машинки из аттракциона лунопарка с настоящими болидами формулы
1» (блог про финансы и PR ООО «Диптаун»)
с 31 декабря прошлого в блоге проекта тишина.
P. S. Кстати, когда в день объявления о закрытии проекта я спросила
руководителя российского офиса Google о причинах, первой его реакцией
было «А что, закрыли?». :)
|