Flash версия сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Трехмерные виртуальные миры - закат империи?

Трехмерные виртуальные миры - закат империи?

Я очень давно хотела написать о трехмерных виртуальных мирах, что с ними делать и как на все это смотреть пиарщикам и маркетологам. В связи с последней новостью о закрытии Гуглом своего проекта Lively не написать уже нельзя.

Google Lively это виртуальный чат и сервис для проведения встреч. После запуска сервиса, многие прочили ему быстрый рост и вытеснение с поляны 3D миров ближайшего и наиболее успешного конкурента Second Life (СЛ). Принципиальными отличиями от СЛ в beta версии Lively было отсутствие коммерции и юзерского контента (то есть именно того, что привлекло в Second Life всех этих людей, которые на сегодня зарегистрировали уже 16,135,169 аккаунтов). То есть сервис предполагался исключительно для общения и бизнес - коммуникаций.

Вобщем, его закрыли.

Официальная причина закрытия — решение «сфокусироваться на основных задачах — поиске, рекламе и развитии бизнес-приложений».

Я, если честно, даже не знаю рассматривать ли это событие как показательное, как начало тренда по снижению интереса к подобным проектам. Можно собрать все последние новости о закрытии Lively, увеличении отказов от виртуальных земель в Second Life, закрытии Reuters своего виртуального офиса и сделать простые выводы о том, что наконец-то виртуальный трехмерный пузырь лопнул. Если он вообще был.

Виртуальные миры по сути до наших маркетологов так и не дошли . Наши компании не оставили более менее заметных следов в Second Life. Наиболее заметные проекты это Second Moscow, Виртуальная Астана. Заметные, потому что новости о них не ограничились только объявлениями о запуске проекта. Но, в целом, русскоязычная аудитория настолько мала, а свою новизну для СМИ проект уже давно утратил, что отсутствие интереса со стороны наших маркетологов довольно объяснимо. Что касается Lively, то его, по-моему, даже не заметили. Вернее заметили, но почти моментально потеряли интерес. Вот, кстати, сравните графики обсуждений сервиса по данным Пульса блогосферы и график посещаемости сервиса (график из mashable.com)

1603d05286e32f110b338e5ab0dbf16d_thumbnail.png.jpg

google lively

Кстати, высказываются предположения, что Lively потерпел крах потому что был не таким..красивым :) Посмотрите сами на аватар Second Life и Lively. Вобщем предположение небезосновательное.

34a55114aaddbff9d2e185ab21acb76d_thumbnail.jpg.jpg

Second Life

37e75adf4787d8b9a803909bc15ae572.gif

d6fcfcc70e8fb031b0e62d75fa5b0f67.jpg

Google Lively

Но главные причины, по которым маркетологам нечего пока делать в виртуальных мирах: небольшая аудитория и технические проблемы. Внимание СМИ и PR были серьезной движущей силой для компаний, открывающих свои офисы, сейчас же никого не интересует очередной виртуальный остров, купленный мыловаренной фабрикой.

Что там до сих пор можно делать — экспериментировать. Не ставя внимание прессы и PR основной целью, в трехмерных мирах все же можно ставить эксперименты: проводить встречи, создавать двойников своих топ-менеджеров, проводить концерты на Красной Площади. Но, пока, эта среда не подходит для серьезных маркетинговых проектов и для бизнес- коммуникаций в целом.

Тем более интересно было прочитать в одном из последних «Секретов фирмы» об очередном трехмерном мире «Диптаун» (уже российского производства), разработчики которого уверены, что они не повторят ошибок предшественников и создадут трехмерное бизнес — пространство. Я так понимаю сейчас они ищут деньги на всё это великолепие.

«Google уже пытался купить „Диптаун“, но $1 млн. не те деньги, которые нам интересны,- уверенно рассуждает Евгений.- Андроник Назаретяниз компании Enternetica вообще предлагал наняться к нему для продолжения работы над идеей. Высокопоставленный сотрудник Роспотребнадзора решил, что напал на суперлохов, и предложил $50 тыс. Но один банк в 2007 году заказывал консалтерам оценку нашей компании. Получилось 17-18 млн. евро. Дешево мы не продадимся». (Секрет фирмы)

31 декабря 2007 года разработчики Диптауна описали в своем блоге свое конкурентное преимущество (я должна это процитировать):

«…все существующие в настоящее время системы не являются в полной мере нашими конкурентами, так же как не могут конкурировать детские машинки из аттракциона лунопарка с настоящими болидами формулы 1» (блог про финансы и PR ООО «Диптаун»)

с 31 декабря прошлого в блоге проекта тишина.

P. S. Кстати, когда в день объявления о закрытии проекта я спросила руководителя российского офиса Google о причинах, первой его реакцией было «А что, закрыли?». :)

Категория: Мои статьи | Добавил: termer (08.10.2009) | Автор: Дмитрий
Просмотров: 923 | Теги: интерактивная 3D презентация, 3D технологии, 3D инновации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Логин:
Пароль:

Поиск